Оценка стоимости нематериальных активов (НМА) — бренда, товарного знака, патента

Отправить заявку на бесплатную консультацию по стоимости оценки нематериальных активов

Оценка нематериальных активов — одна из услуг, которую выполняет Центр оценки «Петербургская Недвижимость».

Нематериальные активы (НМА) – определенная группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих материально-вещественной формы.

К НМА (Нематериальным активам) можно отнести: достижения, разработки, уникальные технологии, которые составляют конкурентное преимущество компаний в самых разных отраслях.

Отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются российским законодательством. Выделяют объекты авторских и смежных прав (в области творческой деятельности) и промышленную собственность — патенты, товарные знаки, образцы, географические указания. Особую группу составляют данные, относящиеся к коммерческой тайне компании — это все типы проектной, технической, финансовой документации, данные о ходе научных исследований и разработок, художественные и научные произведения, разработка ПО, базы данных, изобретения и полезные модели, секреты производства, товарные знаки и торговые марки, гудвилл (деловая репутация) и так далее. Оценка НМА проводится для всех типов интеллектуальной собственности.

В каких случаях может потребоваться оценка нематериальных активов:

  • инвентаризация и введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • внесение изменений в финансовую отчетность (переоценка нематериальных активов) и/или уточнения налогооблагаемой базы;
  • постановка объектов интеллектуальной собственности на баланс организации;
  • внесение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал;
  • купля-продажа или переуступки прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • наследование, дарение или безвозмездная передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • необходимость управления объектами интеллектуальной собственности как стратегии создания стоимости;
  • предстоящее заключение лицензионного договора на право использования объектов интеллектуальной собственности и необходимостью обоснования расчета платежей за их использование;
  • приватизация, ликвидация, реструктуризация или банкротство предприятия;
  • оценка объектов интеллектуальной собственности для целей залога;
  • использование объектов интеллектуальной собственности в качестве составной части франчайзинга;
  • судопроизводство при разделе имущества между владельцами предприятия, а также в случаях конфискации;
  • поглощение одного предприятия другим или их слияние;
  • оценка инвестиционных проектов, в которых предполагается использовать объекты интеллектуальной собственности;
  • оценка ущерба в результате нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в результате производства контрафактной продукции;
  • страхование объектов интеллектуальной собственности;
  • оценка нематериальных активов, как один из этапов оценки бизнеса;
  • определение доли экономического эффекта, приходящегося на объекты интеллектуальной собственности при его использовании в собственном производстве;
  • расчет вознаграждения авторов объектов интеллектуальной собственности;
  • сдача в аренду прав на объекты интеллектуальной собственности.
Анна Нескина
Директор по развитию
+7 (812) 335-50-77

Наиболее распространенные ситуации

Компания, которая успешно развивается на рынке, становится узнаваемым брендом. Маркетинговые исследования покупательских предпочтений показывают, что уровень доверия к известным торговым маркам выше. Конкуренция между крупными брендами становится настоящим драйвером развития. Слияния, покупка или продажа товарного знака довольно распространены в бизнес-практиках.

Оценка бренда применяется при продаже, покупке и развитии бизнеса, например, при выходе в новые регионы или внедрении в новую рыночную нишу. Монетизация бренда — задача, которую ставят перед собой все собственники. В связи с этим также проводится оценка товарного знака, оценка патента, оценка ноу-хау и других эксклюзивных достижений компании или предприятия.

Подходы к оценке

Оценка стоимости бренда выполняется различными подходами. Каждый из них имеет свои особенности и выбирается исходя из целей и задач оценки.

Доходный подход основан на оценке будущих финансов, которые будет приносить бренд. Сравнительный подход позволяет оценить его стоимость относительно конкурентов, провести мониторинг с учетом особенностей региона присутствия и других параметров. При этом в оценке бренда учитываются опыт работы на рынке (время, которое существует компания), узнаваемость бренда (на основании данных маркетологов), удачное название (запоминаемость, яркость, доходность бизнеса и скорость товарооборота, методы продвижения и успех рекламных кампаний и другие параметры. По таким же пунктам оцениваются и патенты, научные разработки, ноу-хау. Если оценка проводится при покупке или продаже бизнеса также применяется затратный метод, позволяющий максимально достоверно оценить целесообразность вложений.

Результат работы оценщика

Центр оценки «Петербургская Недвижимость» предоставляет отчет об оценке с описанием всех применяемых подходов, выполненных расчетов, который соответствует требованиям Федерального законодательства в области оценочной деятельности.

Также компания выполняет работы по оценке прав в разных отраслях и сферах, в том числе в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Сроки выполнения и стоимость оценки НМА

Сроки и стоимость работ по оценке нематериальных активов индивидуальны и зависят от целей, задач и срочности. Определение методологии оценки проводится на основе данных, полученных от клиента, полноты информации о бизнесе и специфики отрасли, для которой проводится оценка.

По данной услуге Вы можете проконсультироваться: